Ироман (iroman) wrote,
Ироман
iroman

Category:

Фридрих Ницше о движении рукой и Наполеоне

...Когда мы что-нибудь делаем, то в нас при этом возникает ощущение силы, часто уже перед действием, при одном представлении того, что надо сделать (как при виде врага, препятствия, с которым мы надеемся справиться). Мы инстинктивно думаем, что это чувство силы есть причина поступка, что оно есть "сила". Наша вера в причинность есть вера в силу и её действие; перенесение нашего переживания на другие явления, причем мы отождествляем силу и чувство силы. Но нигде сила не движет вещи; ощущаемая нами сила не приводит мускулов в движение. Мы не имеем никакого представления, опыта относительно этого рода процессов. Столь же мало, как силу в качестве движущего начала, познаем мы и необходимость известного движения. Предполагается, что сила должна обладать способностью принуждать! Мы познаем только, что одно следует за другим, - мы не познаем ни принуждения, ни произвола в том, что одно следует за другим. Причинность создается впервые благодаря мысленному внесению элемента принуждения в процесс следования. Таким путем возникает известное "понимание", то есть мы уподобили явление человеку, сделали "более знакомым"; знакомое здесь есть хорошо известный и привычный факт человеческого принуждения, сопряженного с чувством силы.

У меня есть желание вытянуть руку; предположим, что я столь же мало знаю о физиологии человеческого тела и механических законах его движения, как всякий простой человек из народа; что может быть расплывчатее, беднее, неувереннее этого желания, если его сравнить с тем, что происходит потом? И если предположить, что я необыкновенно остроумный механик и, в частности, обладаю сведениями по части формул, которые применяются в таких случаях, то мне не удалось бы протянуть моей руки ни на йоту лучше или хуже. Наше "знание" и наше "деяние" не имеют в этом ничего общего друг с другом; они находятся как бы в двух различных плоскостях. С другой стороны, Наполеон приводит в исполнение план какого-нибудь похода – что это значит? Здесь как будто известно заранее все, что необходимо для проведения плана, потому что обо всем нужно распорядиться, но и здесь предполагаются подчиненные, которые истолковывают общие указания, приспособляют их к требованиям минуты, к степени силы и т.д.

F.W.Nietzsche "der Wille zur Macht" (1888 г.)
http://www.nietzsche.ru/texts/vola.pdf (4 MB)
Subscribe

  • Королевское рукопожатие без перчатки

    В конце 2008 года британская газета The Daily Express, ссылаясь на осведомленные источники в Букингемском дворце, сообщила, что принц Уэльский…

  • Прототипы

    Скульптурные группы рядом с памятником королеве Виктории в Лондоне – мужчина с молотом и женщина с серпом – ассоциируются с…

  • Элитные секреты

    Revealed: the Duke and Duchess of Windsor’s secret plot to deny the Queen the throne "Показано: Герцог и Герцогиня Виндзорские…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments